Секреты своего бренда в Казахстане: 5 стратегических советов

При выборе названия компании или брэнда для вашего продукта или услуги в Казахстане:

Совет 1: Выбирайте звучное и запоминающееся название для вашего стартапа, товара, услуги, приложения для смартфонов. Почему нейминг и брендинг это важно? Важно, так как мало кто желает иметь дело с бизнесом, у которого «акцент». Вы же не пойдете в шаурму с названием Курочка Ряба за консалтингом в области молекулярной кухни? Как часто вы, идя по списку дел, мучительно пытались вспомнить название компании, в которой вы закупались в последний раз?

Благодаря красивому доменному имени (адресу сайта) у вас есть возможность стать КОМПАНИЕЙ-СИНОНИМОМ той или иной отрасли народного хозяйства Казахстана/Международного рынка и решить все проблемы с продажами. Наглядные примеры из сектора MDB: MEAT.KZ (продано) — мясная промышленность, DAIRY.KZ (Продано)— молочка, BAKER.KZ (продано) — сеть пекарен, например.

JOURNEY.KZ — турфирма или магазин туристического снаряжения.

Я сам сейчас работаю над проектом о Казахстане OPEN.KZ — и название Открой Казахстан — выбрано не случайно — зритель всегда видит напоминание — на упаковках салфеток, на указателях «Open here» — «Open» — «Open» — везде присутствуют напоминания.

Современный маркетинг — это инженерная задача. Такие названия врезаются в память на всю жизнь. Стоимость отраслевых доменов несоизмеримо мала по сравнению с потерями от неэффективного отдела продаж, сливающего бюджет вашей компании на котиков в соцсетях и накачивание за ваши деньги спамом всех доступных маркетинговых каналов (FB IG YT). Так как очень сложно вспомнить причудливое название.

Современный маркетинг — это уже не только гуманитарная или художественная дисциплина. Это прежде всего инженерное решение конкретных задач и достижение конкретных цифровых показателей. Об этом вы сможете подробнее прочитать на самом эпическом сайте: www.epic.kz, где я делюсь всем своим 29 летним опытом в области цифровизации маркетинговых каналов, начиная с приходом интернета как такового в 1991 году в СССР/СНГ.

Решение? Ответ — отраслевые домены — ассоциируемые напрямую с родом деятельности, обладают так называемым «органическим трафиком» — то есть люди легко запоминают и распознают такие ниши, вводят в адресную строку и попадают сразу на сайт либо через поисковую выдачу Google/Yandex. Прошли времена, когда компанию можно было назвать именем любимой собачки или кисы — и дела шли только потому, что вы были на рынке одни и клиенты вынуждены были закупаться у вас и запоминать нелепое название.

Совет 2: Подбирайте красивые и удачливые наименования для вашего ИП, TOO, AO, ЗАО в Казахстане в соотвествии с вашей предметной областью. Примеры: APPRAISAL.KZ — оценка и оценщики, BUILDER.KZ — строительство,  COAL.KZ (продан) — уголь, WHEAT.KZ — пшеница, EXPORTER.KZ — экспортер. Списки по отраслям вы можете посмотреть на сайте epic.kz

Совет 3: Рекомендуем покупать домены ДО государственной регистрации вашей фирмы в Казахстане — так как выбранный вами домен, соответствующий задуманному названию, может быть уже выкуплен из нашей подборки, пока вы думали.

Если такое уже случилось — хороший выход — это приобретение домена и регистрация соответствующей торговой марки в КазПатент (см. Совет 5) У одного физического или юридического лица может быть множество торговых марок.

Совет 4: Регистрируйте домен на себя лично или на одного из учредителей или на ваше Юрлицо, а вот администратором вы можете указать исполнителя работ по созданию сайта или службу IT поддержки. Неопытные в технических вопросах собственники компаний часто отдают на аутсорсинг создание сайта, а вместе с этим, по инерции — выбор и покупку домена для сайта. Это ошибка. Это все равно что написать дарственную на землю и объект строительной бригаде, которая возводит для вас здание. Различайте понятия «сайт» и «доменное имя». Доменное имя — это ваш цифровой «земельный участок». Сам сайт как дом — сегодня может быть один фасад, завтра — другой.

Доменное имя — адрес сайта в сети. Он всегда один и тот же. Таким образом, вне зависимости от того, какой подрядчик сегодня занимается поддержкой сайта — клиенты вас всегда найдут. И средства, вложенные в продвижение сайта не пойдут на ветер вместе с обиженным IT-шником, который после увольнения продаст домен конкурентам. В нашей практике бывали случаи, когда регистрацию и ежегодную оплату доменного имени поручали секретарям — это недопустимо. Есть вещи, которые должен держать на контроле собственник или один из учредителей. Как следствие этого незнания правил и технологии, к нам обращаются компании, которые хотят купить в нашем портфолио доменное имя, сетуя на то, что исчезла веб студия, которая занималась сайтом, и этот самый домен не был вовремя оплачен и выпал в список свободных для регистрации, естественно он был перехвачен россиянами или белорусскими ребятами, которые могут запросить астрономические суммы.

Очень накладно потерять доменное имя компании, в которое было вложено столько средств для продвижения. Имейте это в виду. Особенно сейчас, в начале процессов цифровизации в Казахстане — домен это ваш основной цифровой актив. Что стоит компания AMAZON без сайта amazon.com? Ничего. Потому что нейминг и брэндинг — это то, что знают клиенты. Клиентам все равно, какие там супер роботизированные склады или система логистики (да это все легко можно скопировать — а домен — уникален). Для клиента весь бизнес стоимостью в триллион — это домен, по которому они заходят в этот магазин.

Совет 5: После выбора домена, вы можете заказать у нас или у другого опытного дизайнера мирового уровня логотип и фирменный стиль. Далее необходимо зарегистрировать созданный на основе домена товарный знак. Это можно сделать онлайн на сайте Республиканского государственного предприятия «Национальный институт интеллектуальной собственности». Для этого нужно иметь под рукой файл с электронной подписью, выданной в ЦОНе. О стоимости и деталях этого этапа вы можете узнать на сайте: https://www.kazpatent.kz/ru/content/stoimost

Если вы одна из компаний, которая вследствие причин, упомянутых в пункте 4, столкнулись с потерей домена и обнаружили его в нашем инвестиционном портфолио — сделайте запрос и купите его на общих основаниях. Не рекомендуем паниковать. У нас очень большой опыт в этой области. Экономьте свое время и деньги. «Отсудить» купленный на законных основаниях домен не удалось даже таким гигантам как IKEA и MCDONALDS, обладающими бюджетами в миллиарды долларов (кстати, наши цены в Казахстане очень демократичны — Биг Мак согласился выплатить за домен сумму, эквивалентную 3000EU). Если кто-то вас убеждает в обратном — то это скорее всего юридическая компания, которая рассчитывает на долгую тягомотину, семизначный гонорар — которые приведут к фиаско, как показывает опыт (смотрите отчет и сканы решений районного и городского судов в мою пользу здесь). Если перевести это в поле законов — то такое регулирование показывает, что права на купленный у нас домен останутся за вами. Это безусловно защищает вас и ваш проект на территории Казахстана и в международном правовом поле. По крайней мере Биг Мак и гиганты типа Cimberly-Clark это понимают и применяют.

Что дальше? Первая часть статьи здесь: Как создать свой брэнд в Kазахстане: 5 непоправимых ошибок, которые все совершают

Собственно коллекция Epic.kz была создана, когда моя компания столкнулась с проблемой выбора названия для своих проектов и стартапов. Так как невозможно заниматься девелоперством всей обширной коллекции — часть её мы выставили на продажу.

Вкладывайте время и средства в себя и свое дело.
Создавайте интеллектуальные предприятия. Время настало.

EPIC.KZ — Digital Branding Agency
© Аяпов В.

P.S. Хотите стать синонимом своей рыночной ниши в интернете? В Digital Агентстве EPIC.KZ вы cможете подобрать и купить имя-брэнд для выхода на рынок Казахстана, на годы опередив потенциальных конкурентов, сэкономив время и деньги на всех этапах:

ПОРТФОЛИО ДОМЕНОВ KZ

Рассматриваемая в проекте EPIC.KZ национальная доменная зона .KZ это не только престиж, но и показатель, по которому косвенно определяют состояние экономики, она популяризирует страну.