Как создать свой брэнд в Казахстане: 5 непоправимых ошибок, которые все совершают

ОШИБКА 1: TRANSLIT NOT ALLOWED HERE x
Никакого «translita»!

Ваш домен-брэнд и название фирмы не пострадают при грядущих постоянных сменах алфаvitov. Вы можете начать использовать транслит и латиницу — однако через несколько лет все правила написания на транслите еще не раз поменяют, и название вашего брэнда будет смотреться откровенно уродливо, гарантирую.

Честно — это каким надо быть «романтиком» и МЕЧТАтелем, чтобы сооружать снова и снова названия из слова на русском, латинскими буквами в Казахстане? Это просто достойно мема на «одноклассниках».

Представьте историю: вы инвестор, который приехал в Конго-Заир и местные предлагают вам инвестировать в совместное предприятие с названием в стиле «нгомо-нгомо» еще и на языке соседнего, враждующего с инвестором на почве личной неприязни, племени. Понимаете?

В бизнес среде больших старых седых скептичных боссов-инвесторов есть негласное правило — никогда не имей дел с бизнесом, у которого «акцент». И дело не в вашем «британском» произношении с легким оттенком провинциального «шотландского».

Все гораздо прозаичнее и практичнее и лежит вне персональной плоскости. Вот вы бы стали затевать свой дрогой сердцу и перспективный проект в партнерстве с ребятами из подмосковного киоска с шаурмой из котят? Это вопрос культуры ведения дел — минимизация культурных рисков, так сказать.

Правильный ответ: четкое слово-понятие или благозвучный брэнд на английском, понятный всему миру. Английский является одним из интернациональных языков ведения дел на многих более-менее развитых рынках планеты.

Если вы думаете, что смените «если что» брэнд, сделаете «ребрэндинг» — забудьте. 50, 20, 10 лет назад — да, Ребрэндинг. Сейчас вы просто не успеете — у вас нет времени, тех сотен и десятков лет «на раскачку» как у Coca-Cola, Apple, Microsoft или Amazon.

ОШИБКА 2: РАДИОТЕСТ
Все домены .kz в нашем инвестиционном портфолио проходят радиотест. Н-и-к-а-к-и-х дефисов.

Никаких переспрашиваний — а? Как пишется? Ай с точечкой в конце или игрек?

Ну примеров откровенно неудачного нейминга в стиле «нгомо-нгомо» полно вокруг нас. Как правило, все это результат бурного ночного «брейнсторма» в душном полупустом коворкинге в обнимку с разной степени кондиции и адекватности друзьями и ящиком такого-же бескомпромиссного как они, энергетика на бычьем семени.

Правильный ответ: Ой все, больше никаких «ийе-говов».

При выборе имени все должно быть благозвучно и политкоректно в стиле KLM-мовской стюардессы-пенсионерки-без возраста с ее натянуто-политкорректно-душевным: «Excuise me sir, would you like some drinks? Oh, apple juice, please!»

ОШИБКА 3: ДОМЕН-БРЭНД — ЭТО МАРКЕТИНГ, ВШИТЫЙ В ТЕЛО ПРОЕКТА
Бонус! «Маркетинг» больше не нужен. Большинство доменов в Казахстане (98%) это вторичный рынок, выкуплен с аукционов, у прежних хозяев и фирм, ушедших с рынка. На доменах .kz уже есть посетители. Предыдущие владельцы уж от души проделали работу по раскрутке (регистрация в каталогах, визитки и тп).

Кроме того, иностранные инвесторы в поиске прямых контактов напрямую набирают домены .kz, соответствующие интересующей отрасли Казахстана (это так называемый type-in или «органический трафик»). Сколько вагонов зерна и муки ушло в Китай по наводке с www.wheat.kz (продано), Flour.kz — я не знаю даже.

Правильный ответ: Вне зависимости от того, планируете ли вы выход на мировой рынок, либо решили застолбить рыночную нишу в Казахстане — в брэндинговом бутике EPIC.KZ вы найдете достаточно статей по теме и готовых решений. Вам останется лишь выбрать подходящее имя для своей компании.

ОШИБКА 4: РАЗРЕШЕНО ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО — ВСЕГДА УВАЖАЙТЕ ЗАКОНЫ
Последнее, и самое важное — правовой статус вашего домена .kz регулируется законами Республики Казахстан и международными соглашениями — в отличие от аккаунтов в соцсетях, которые могут быть без предупреждения забанены владельцем платформы по анонимной жалобе.

Кроме того — все ваши аккаунты в соцсетях могут быть потеряны (или стать недоступными на этой территории) в ходе постоянных санкций в связи с противостоянием между Россией, Китаем и США.

Могут забанить вас просто потому, что ваш конкурент имеет знакомого «пацана» в местном или региональном представительстве Youtube, Facebook или Instagram — который за горсть конфет удалит ваш драгоценный аккаунт нажатием кнопочки, даже глазом не успеете моргнуть, и все ваши маркетинговые усилия просто испарятся.

Ответ: Купленный у нас домен будет принадлежать вам согласно закону.

ОШИБКА 5: КАК ВЫ ЛОДКУ НАЗОВЕТЕ, ТАК ОНА И ПОПЛЫВЕТ
Сервис Epic.kz — это хорошее начало и фундамент для вашей компании.

По сути — покупка удачного домена можно сравнить с покупкой бизнеса «под ключ». Фактически, каждый тематический домен — это готовая бизнес-идея.

Мы ведем постоянный мониторинг статистики доменов .kz из нашего портфолио, поэтому можем точно оценить потенциал.

Это не конечный пункт, после покупки имени следует создание фирменного стиля и логотипа, регистрация торговой марки. Ответы на часто задаваемые вопросы, статьи по теме, вы можете прочитать на сайте агентства EPIC.KZ

Вкладывайте время и средства в себя и свое дело.
Создавайте интеллектуальные предприятия. Время настало.

EPIC.KZ — Digital Branding Agency
© Аяпов В.

P.S. Хотите стать синонимом своей рыночной ниши в интернете? В Digital Агентстве EPIC.KZ вы cможете подобрать и купить имя-брэнд для выхода на рынок Казахстана, на годы опередив потенциальных конкурентов, сэкономив время и деньги на всех этапах:

ПОРТФОЛИО ДОМЕНОВ KZ

Рассматриваемая в проекте EPIC.KZ национальная доменная зона .KZ это не только престиж, но и показатель, по которому косвенно определяют состояние экономики, она популяризирует страну.